В связи с изменением Налогового кодекса у всех на слуху понятие «налоговый маневр». Однако понимают суть данного узкоспециального термина единицы. Поэтому мы разъясним простыми словами, что это такое «налоговый маневр». Также рассмотрим примеры принятых изменений в принципах налогообложения за последнее десятилетие, названных этим термином.
Налоговый маневр представляет собой реформу системы налогообложения. Суть ее – перераспределение налогового бремени в отдельно взятой экономической области и/или между рядом категорий налогоплательщиков.
Существует другая трактовка понятия. Это уменьшение налогового бремени компании, производства, инвестиций за счет повышения иных статей налогообложения, рентных платежей и прочего. Иными словами, снижение осуществляется за счет потребителей – физических лиц. По такому принципу намеревались ввести налог с продаж, но дальше обсуждения это не пошло.
Затрагивает нефтяную сферу России, а суть налогового маневра сводится к уменьшению пошлин на экспорт за счет повышения налогообложения добычи полезных ископаемых (сокращенно – НДПИ). Реформа обусловлена формированием Единого экономического пространства, членами которого стали РФ, Казахстан, Беларусь.
В результате аннулирования двойных соглашений об ограничении объемов поставок нефти и продуктов ее переработки Беларусь с Казахстаном получили возможность повышения объемов ввоза нефтяной продукции без пошлин с целью дальнейшего реэкспорта. За счет изменения системы налогообложения постепенно снижались экспортные пошлины до уровня казахстанской стороны. Таким образом снижались экономические причины для реэкспорта. Компенсация бюджетных затрат производилась посредством увеличения НДПИ.
Касается ИТ-сферы и предусматривает существенное понижение налога на прибыль и страховых отчислений. Главная отличительная особенность данного маневра – корректировка процедуры взимания НДС с прибыли от ПО. В предыдущей редакции в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК, налог на добавленную стоимость не взимался с операций по передаче прав на любое ПО и БД в рамках лицензионных и сублицензионных соглашений, включая договора на отчуждение исключительных прав. После изменений применять субсидию можно только в отношении собственного программного обеспечения, которое внесено в Реестр отечественного ПО.
Далее предусмотрено существенное понижение налоговой ставки на прибыль на 17% до 3%. Предоставляется компаниям ИТ-области. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона №265, преференция предоставляется отечественным предприятиям, которые:
Третья преференция заключается в понижении размера страховых отчислений. Так, в Пенсионный фонд переводится 6% (ниже на 2%), в Фонд социального страхования – 1,5% (-0,5%), на ОМС – 0,1% (-3,9%). Общая сумма страховых взносов с 2021 года составляет 7,6% против 14% в 2020.
Воспользоваться льготами по взносам в Фонды и на налог на прибыль могут лишь компании, удовлетворяющие условиям. Среди них помимо наличия аккредитации и минимального числа работников в количестве 7 человек числится 90-процентный порог выручки от ИТ-деятельности.